Пн-пт: 0900 – 2100
Сб: 1000 – 1800
Вс: выходной
Оформить заказ на сайте Вы можете круглосуточно без перерывов и выходных

Новичок

Новичок

Классный новичок

Как бы я себя не тешила, собирая собственного отпрыска в новую школу, что дескать мой-то обязательно всем понравится и найдет себе новых друзей, и что новая школа — это же для него новые перспективы и возможность начать все с чистого листа!...все равно понимаю, что проблем не избежать, ведь теперь ребенку придется заново знакомиться, налаживать мосты, «завоевывать место под солнцем». Как же ему правильно себя вести, чтобы подружиться с одноклассниками, и как родители могут помочь ребенку преодолеть трудности и стать «своим» в новом классе? С этими вопросами я обратилась к специалистам по детской психологии, и вот что выяснила... Всем новичкам тяжело, но тяжело по-разному. Многое зависит от возраста ребенка. К примеру, младшему школьнику для успешного «слияния» с коллективом нужны лишь хорошие оценки и «пятерочное» поведение. Поскольку в младших классах для ребят главным авторитетом является учитель, то основная задача новичка - завоевать его расположение. А вот в средних классах подобные «успехи» новичку уже не помогут, потому как там на первый план уже выходит общение со сверстниками.

Оксана Проскурина, педагог-психолог: «Начиная с 5 класса меняется характер самооценки школьника — теперь во внимание принимаются коммуникативные качества, которые проявляются в общении. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Родителям нужно больше обращать внимание на то, как их ребенок общается, какие у него есть трудности во взаимодействии с другими детьми, показывать на собственном примере, как нужно строить отношения.»

К старшим классам у подростка развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Теперь ребят занимает интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Оксана Проскурина: «Важное место в новых особенностях психики подростка занимает осознание собственной индивидуальности, определение своей роли и места в окружающем мире. В этот период старшеклассникам важно принадлежать к какой-то группе. А нового члена коллектива они оценивают как личность - с точки зрения его индивидуальности, наличия собственного мнения, интеллектуального уровня, творческих способностей. Дайте подростку возможность проявлять себя в чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед одноклассниками.»

Трудности и преодоление

В любом случае коллектив, сплотившийся за несколько лет совместного обучения, скорее всего не сразу примет в себя «инородное тело». Как правило, к новому человеку относятся если не снисходительно, то настороженно. Новенького проверяют на «слабо», устраивают розыгрыши, иногда довольно жестокие. Причина такого интереса в том, что класс - уже устоявшееся объединение, а новичок для них - и объект исследования, и повод для осознания своего единства. А самое простое, доступное средство «исследования» - проверка новенького «на вшивость».

Совет психолога (Оксана Проскурина): «Ребенку, попавшему в ситуацию «проверок», можно посоветовать демонстрировать как можно больше спокойствия, достоинства, доброжелательного отношения к классу, всем своим видом показывать, что слова и действия одноклассников его не задевают. Ведь интересно обижать того, кто обижается или бросается с кулаками на окружающих после любого замечания в свой адрес, или кто начинает рыдать, если его немного подразнить.»

Другая «засада» для новичков: их сразу «берут в оборот» и под предлогом дружбы используют в своих корыстных целях, например, просят списать, поменяться чем-нибудь или выгородить перед учителем. Он же новенький, отказать не может. В последствии есть риск попасть в зависимость. Если начать, к примеру, всем делать домашние задания – одноклассники воспримут это как должное, привыкнут, а затем будут еще и требовать.

Совет психолога (Нина Ковалюнас): «Нужно стараться быть открытым, всегда приходить на помощь. Но и не бояться сказать решительное «нет», если нет желания или возможности, пусть даже через синяки или "бойкот".»

Одна из самых частых и болезненных ситуаций - новенький становится изгоем. Причиной для травли может стать любое отклонение от среднетолпового уровня — необычный внешний вид, нестандартное поведение, физический недостаток, заниженная или завышенная самооценка. Чаще всего изгоями в классе становятся тихие, замкнутые дети, не умеющие за себя постоять либо, наоборот, яркие индивидуальности, отличающиеся от других.

Совет психолога (Татьяна Овчаренко): «Если в прошлой школе ребенок занимал определенный статус, если он – амбициозная, яркая личность, у него так же могут возникнуть проблемы с общением, особенно если он не умеет идти на компромисс. Посоветуйте ему первое время не претендовать на роль лидера, а ровно общаться со всеми, вести себя естественно и присматриваться к традициям класса.» 

Еще один распространенный сценарий —класс игнорирует новичка. Его не обижают, не дразнят — его просто никто не замечает и не выбирает. К такому ребенку никто не подходит, с ним даже не здороваются, и никто не заметит, что его нет в классе. Так бывает, когда ребенок не умеет инициировать общение, он застенчив, или не знает, как привлечь внимание одноклассников.

Совет психолога (Нина Ковалюнас): «Если класс игнорирует нового ученика, а он заинтересован в общении, ему придется искать способ "показать себя". Возможно он найдется не сразу, поэтому не стоит переживать раньше времени. Дети гораздо более чуткие существа, нежели взрослые. Возможно в этом классе просто принято приглядываться к новеньким, с тем чтобы потом решить "свой" или "чужой". И если ваш ребенок хочет закрепиться в коллективе, ему возможно тоже потребуется время, чтобы понять : что здесь считается ценностью? Какое поведение одобряется группой? Какое отвергается? Если же проблема в застенчивости - учите ребенка общаться сообразно его характеру и темпераменту.»

Советы родителям

А как же должны вести себя сами родители, чтобы помочь сыну или дочери гармонично влиться в новый коллектив? Прежде всего, помните, что это ваш ребенок должен адаптироваться к классу, а не коллектив к нему. Это сложно, это стрессы, но это очень необходимый навык, ведь ему в жизни еще в кучу коллективов придется «входить».

Нина Ковалюнас, психолог: «Не переживайте сверх меры. Адаптивности учатся так же, как и алфавиту. Ошибки, совершенные в школьном коллективе, возможно защитят потом от подобных проблем во взрослой жизни.»

Классный коллектив - сложная самоорганизующаяся система, и когда в нее со своими "разборками" влезают взрослые, становится только хуже. Поэтому не нужно услышав первую же жалобу рвать на себе рубаху и гончить в школу на танке с криками "ну я им сейчас устрою!" Кроме репутации ябеды и стукача вашему отпрыску это ничего не принесет. Но помочь ребенку можно и нужно - хорошими советами и поддержкой.

На начальном этапе, когда ребенок только начинает привыкать к новой школе, уделите ему больше времени. Интересуйтесь успехами, расспрашивайте об одноклассниках и учителях: кто ему нравится, кто не нравится, с кем он успел подружиться, не обижают ли его, как складываются отношения с учителями, какие уроки нравится посещать больше всего? В период адаптации дети особенно ранимы, и ваш интерес поможет ему легче пережить волнение и стресс, которые неизбежно возникают у ребенка.

Положитесь на силы самого ребенка, поддержите его словом. Ребенку необходимо знать о готовности родителей поддержать и защитить его, он не должен сомневаться в том, что вы примите любые его проявления и проблемы.

Обязательно наладьте отношения с классным руководителем. В период адаптации очень важно обмениваться с ним информацией, советоваться, как поступить, если у ребенка возникают трудности.

Если же кто-то обзывается или оказывает давление на вашего отпрыска, можно поделиться личным опытом поведения в таких ситуациях, при этом в свою историю можно внести любые «коррективы».

Нина Ковалюнас, психолог: «В младших классах помощь в адаптации новичка - задача учителя. Именно учитель должен заметить проблемы и обратить на них внимание родителей. Совсем другое дело - подростки. Здесь заступничество учителя или родителя может только помешать. Личное вмешательство в конфликт рекомендуется лишь при крайней необходимости, когда существует прямая угроза жизни и здоровью. В остальных случаях поможет совет. Мальчику - отца, девочке - матери, поскольку в подростковом возрасте формируется еще и модель полового поведения.»

Оксана Проскурина, педагог-психолог: «Атмосфера в семье, воспитание и статус ребенка внутри семьи оказывает прямое воздействие на его положение в другом коллективе. Так, например, если он дома занимал позицию "жертвы", или так называемого «козла отпущения», то маловероятно, что он станет лидером в школьном коллективе. Вероятнее всего, что и в классе он будет вызывать на себя такие же тиранические реакции. Сделать же из ребенка не тихоню сложно, потому что таким его «сделали» в семье. Поэтому работать с этой проблемой можно только через родителей — именно им нужно перестраивать свое сознание, что-то менять в себе и своем отношении к ребенку.»

Советы ребенку

Переход в новый класс или школу— это, конечно же, кризисный момент для ребенка. Но недаром в китайском языке понятие «кризис» описывается сочетанием двух иероглифов: «трудность» и «благоприятная возможность». Действительно, смена коллектива - благоприятная возможность начать все с «чистого листа». Может быть в предыдущем классе что-то не устраивало или тяготило — были проблемы с учебой, затянувшаяся вражда с одноклассниками или учителями, не складывались отношения с противоположным полом. А в новых условиях есть возможность пересмотреть свои прежние ошибки в отношениях, выбрать правильную линию поведения, показать себя в ином свете. Так что новый класс для ребенка – это отличный шанс проявить себя и самоутвердиться!

Нужно

Для чего

Что сказать

Быть дружелюбным

 Новичок входит в коллектив, где пространство уже освоено, роли распределены, поделены зоны компетентности. Но найти свое место в новом коллективе вполне возможно, а лучший способ завоевать доверие окружающих - это показать собственное хорошее отношение к ним.

«В новом классе такие же ребята, как ты. У них тоже есть свои трудности, страхи, проблемы, опасения. И они совершенно не настроены агрессивно по отношению к тебе. Наоборот, ты им интересен. А твоя улыбка и оптимизм обязательно притянут окружающих».

Проявлять инициативу

Не стоит ждать, что ребята первыми подойдут знакомиться. Нужно это сделать самому, например, попросить кого-нибудь провести по школе, показать расположение кабинетов, спортзала, столовой или просто поинтересоваться что задали по математике.

«Не считай себя не достойным чего-то. Ты как и остальные достоин интереса, общения и уважения. Ты — полноправный член коллектива. Не будь одиноким деревом, присоединяйся к роще и шумите вместе».

Всегда оставаться собой

Для успешного общения необходимо уважать чужое право иметь свое мнение и при этом не навязывать собственное. Нужно принять условия и традиции нового, уже сформировавшего коллектива, оставаясь при этом личностью и не теряя своей индивидуальности.

«Будь естественным, не притворяйся. Не нужно лезть из кожи вон, чтобы всем понравиться. Носи только те вещи и слушай ту музыку, которые тебе действительно по душе».


Текст: Татьяна Мусина

Эксперты: Оксана Проскурина, педагог-психолог (г. Тольятти)

Нина Ковалюнас, психолог, кандидат философских наук, доцент Самарского государственного медицинского университета (г. Самара)

Татьяна Овчаренко, психолог, специалист в области детской, возрастной, семейной и медицинской психологии (г. Самара)



Поделиться: